полезные правовые материалы
Get Adobe Flash player
Поиск

Мораль и право

moral_pravoНа этом довольно об отношениях между моралью стремления и тем взглядом на экономическую науку, согласно которому в центре внимания последней находится расчетливое управление. Теперь позвольте мне обратиться к сходству, существующему, как я уже говорил, между моралью долга и экономической теорией обмена. Очевидно, что в результате обмена могут возникать обязанности, как моральные, так и юридические; скажем, из обмена обещаниями или из обмена обещания на действие, совершенное в настоящем. Следовательно, существует область, общая для понятий обмена и обязанности.

При этом, разумеется, было бы неверно пытаться истолковывать все обязанности как результат эксплицитного обмена. Можно, например, утверждать, что у гражданина есть моральный долг участвовать в голосовании и быть информированным в степени, достаточной для того, чтобы голосовать разумно, не имея в виду, что такая обязанность опирается на сделку между гражданином и государством или между ним и его согражданами.

Чтобы установить сходство между долгом и обменом, нам требуется третий член, т. е. опосредующий принцип. Его мы найдем, как я полагаю, в отношениях взаимности. В конце концов, обмен — всего лишь частное выражение этого более общего и зачастую более тонкого отношения. Литература о морали долга буквально переполнена ссылками на нечто вроде принципа взаимности. Даже среди возвышенных призывов Нагорной Проповеди повторяется нота рассудительной взаимности: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить… Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Поучения, подобные этим, — а они есть во всякой морали долга — конечно, не подразумевают, что любая обязанность возникает из отношений очной сделки. Это становится очевидным, если мы перефразируем Золотое правило и прочтем его следующим образом: «Коль скоро я получил ваши заверения в том, что вы будете обращаться со мной так, как вы бы желали сами, чтобы я обращался с вами, то, в свою очередь, я готов относиться к вам так же». Это не язык морали и даже не язык дружественной торговли, это язык осмотрительного и даже враждебного торга. Принятие этой мысли в качестве всеобщего принципа означало бы полное разрушение социальных связей.

Авторское право © 2012. Все Права Защищены. Юридическая помощь