полезные правовые материалы
Get Adobe Flash player
Поиск

Воздушный Кодекс Республики Беларусь, ч.1 (до ст.53)

1Воздушный Кодекс Республики Беларусь

11 января 1999 г. N 240-З
Принят Палатой представителей 15 декабря 1998 года
Одобрен Советом Республики 19 декабря 1998 года
Воздушный кодекс Республики Беларусь устанавливает правовые и организационные основы использования воздушного пространства и деятельности авиации в целях удовлетворения потребностей экономики и населения, обороны и безопасности государства. Государственное регулирование использования воздушного пространства и деятельности авиации направлено на обеспечение безопасности полетов воздушных судов и воздушного движения, авиационной и экологической безопасности, эффективности воздушных перевозок и авиационных работ.

Содержание:
ГЛАВА 1. Общие положения 5
Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Республики Беларусь 5
Статья 2. Законодательство Республики Беларусь в области использования воздушного пространства и авиации 5
Статья 3. Международные договоры Республики Беларусь 5
Статья 4. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь в области использования воздушного пространства и авиации 5
Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством Республики Беларусь в области использования воздушного пространства и авиации 5
Статья 6. Понятие специально уполномоченных органов 5
Статья 7. Сертификация в области гражданской авиации 6
Статья 8. Лицензирование деятельности в области авиации 6
ГЛАВА 2. Государственное регулирование использования воздушного пространства Республики Беларусь 6
Статья 9. Использование воздушного пространства Республики Беларусь 6
Статья 10. Компетенция специально уполномоченных органов по государственному регулированию использования воздушного пространства Республики Беларусь 7
Статья 11. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства Республики Беларусь 7
Статья 12. Организация использования воздушного пространства Республики Беларусь 8
Статья 13. Структура воздушного пространства Республики Беларусь 8
Статья 14. Воздушные трассы и местные воздушные линии 8
Статья 15. Разрешение на использование воздушного пространства Республики Беларусь 8
Статья 16. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства Республики Беларусь 8
Статья 17. Контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства Республики Беларусь 9
Статья 18. Оплата услуг в области использования воздушного пространства Республики Беларусь 9
ГЛАВА 3. Государственное регулирование деятельности в области авиации 9
Статья 19. Авиация Республики Беларусь 9
Статья 20. Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации 9
Статья 21. Принадлежность имущества авиации 9
Статья 22. Государственная поддержка развития гражданской авиации 9
ГЛАВА 4. Воздушные суда 10
Статья 23. Классификация воздушных судов Республики Беларусь 10
Статья 24. Требования к летной годности воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов 10
Статья 25. Сертификат эксплуатанта воздушного судна 10
Статья 26. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов 10
Статья 27. Сертификация импортируемых гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов 11
Статья 28. Сертификация планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов 11
Статья 29. Государственная регистрация воздушных судов 12
Статья 30. Исключение воздушного судна из реестра 12
Статья 31. Сборы, связанные с сертификацией и регистрацией 12
Статья 32. Допуск гражданских воздушных судов к эксплуатации 12
Статья 33. Обозначения, наносимые на воздушные суда 12
Статья 34. Позывной номер и позывной радиосигнал 13
Статья 35. Передача воздушного судна в аренду иностранному эксплуатанту воздушного судна 13
Статья 36. Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами 13
ГЛАВА 5. Авиационный персонал 13
Статья 37. Авиационный персонал 13
Статья 38. Требования, предъявляемые к авиационному персоналу 13
Статья 39. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации 13
ГЛАВА 6. Экипаж воздушного судна Республики Беларусь 13
Статья 40. Состав экипажа воздушного судна Республики Беларусь 13
Статья 41. Право члена экипажа гражданского воздушного судна на отказ от выполнения полета 14
Статья 42. Возмещение вреда члену экипажа гражданского воздушного судна 14
Статья 43. Командир воздушного судна 14
Статья 44. Права командира гражданского воздушного судна 14
Статья 45. Действия экипажа воздушного судна в случае опасности 15
Статья 46. Оказание помощи судам и лицам, находящимся в опасности 15
ГЛАВА 7. Аэродромы, аэропорты, посадочные площадки и объекты единой системы организации воздушного движения 15
Статья 47. Аэродромы и посадочные площадки 15
Статья 48. Аэропорты Республики Беларусь 15
Статья 49. Объекты единой системы организации воздушного движения 16
Статья 50. Строительство, реконструкция и эксплуатация аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения 16
Статья 51. Строительство и размещение объектов на приаэродромной территории 16
Статья 52. Государственная регистрация аэродромов 16
Статья 53. Сертификация и допуск гражданского аэродрома и аэропорта к эксплуатации 17
Статья 54. Плата за сертификацию и регистрацию аэродромов 17
Статья 55. Исключение гражданского аэродрома из Государственного реестра гражданских аэродромов Республики Беларусь 17
Статья 56. Маркировка аэродромов и посадочных площадок 18
Статья 57. Маркировка неподвижных объектов и сооружений 18
Статья 58. Охрана окружающей среды при проведении проектно-изыскательских работ, строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации аэродрома 18
ГЛАВА 8. Авиационные предприятия 18
Статья 59. Авиационное предприятие 18
Статья 60. Коммерческая деятельность в области гражданской авиации белорусских авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей 18
Статья 61. Коммерческая деятельность в области гражданской авиации иностранных авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей 18
Статья 62. Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей 19
ГЛАВА 9. Полеты воздушных судов 19
Статья 63. Правила полетов воздушных судов 19
Статья 64. Допуск воздушного судна к полету 19
Статья 65. Бортовая документация воздушного судна 19
Статья 66. Подготовка воздушного судна и его экипажа к полету 19
Статья 67. Обеспечение полетов воздушных судов 20
Статья 68. План полета гражданского воздушного судна 20
Статья 69. Полет воздушного судна над населенными пунктами 20
Статья 70. Демонстрационный полет воздушного судна 20
Статья 71. Запрет или ограничение полетов воздушных судов 20
Статья 72. Защита людей и объектов окружающей среды от вредного воздействия полетов воздушных судов 20
Статья 73. Полет воздушного судна со сверхзвуковой скоростью 21
Статья 74. Аренда каналов связи 21
Статья 75. Радиосвязь при выполнении полета воздушного судна 21
Статья 76. Язык радиообмена 21
Статья 77. Воздушное судно-нарушитель 21
ГЛАВА 10. Международные полеты 21
Статья 78. Выполнение международных полетов 21
Статья 79. Взлет и посадка воздушных судов при выполнении международных полетов 22
Статья 80. Признание судовых документов, имеющихся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств 22
Статья 81. Пограничный, таможенный и иные виды контроля при выполнении международных полетов 22
ГЛАВА 11. Авиационная безопасность 22
Статья 82. Авиационная безопасность 22
Статья 83. Обеспечение авиационной безопасности 22
Статья 84. Досмотр и другие процедуры контроля в целях обеспечения авиационной безопасности 23
ГЛАВА 12. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов 23
Статья 85. Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие 23
Статья 86. Сигналы бедствия 23
Статья 87. Сообщения о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие 23
Статья 88. Поисковые и аварийно-спасательные работы 24
Статья 89. Сотрудничество с иностранными государствами при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ 24
Статья 90. Оснащение воздушного судна и подготовка экипажа на случай бедствия 24
ГЛАВА 13. Обеспечение безопасности полетов 24
Статья 91. Обеспечение безопасности полетов воздушных судов 24
Статья 92. Сообщение об авиационном событии 25
Статья 93. Расследование авиационных событий 25
Статья 94. Полномочия комиссии по расследованию авиационного события 25
Статья 95. Сохранение материалов, связанных с авиационным событием 25
Статья 96. Работы, проводимые на месте авиационного события 26
Статья 97. Финансирование работ, связанных с расследованием авиационного события 26
Статья 98. Предупреждение авиационных событий 26
Статья 99. Учет авиационных событий и представление сведений по безопасности полетов воздушных судов 26
ГЛАВА 14. Воздушные перевозки 26
Статья 100. Перевозчик 26
Статья 101. Воздушные перевозки 26
Статья 102. Правила воздушных перевозок 26
Статья 103. Договоры воздушной перевозки 27
Статья 104. Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) 27
Статья 105. Перевозочные документы 27
Статья 106. Плата за воздушные перевозки 27
Статья 107. Общие условия перевозки пассажиров 27
Статья 108. Расторжение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза по инициативе перевозчика 28
Статья 109. Расторжение договора воздушной перевозки по инициативе пассажира воздушного судна 28
Статья 110. Срок доставки груза 29
Статья 111. Изменение договора воздушной перевозки груза 29
Статья 112. Получение груза в пункте назначения 29
Статья 113. Неполучение груза 29
Статья 114. Воздушная перевозка опасных грузов 29
ГЛАВА 15. Авиационные работы, иные виды деятельности в области авиации 29
Статья 115. Авиационные работы 29
Статья 116. Договор на выполнение авиационных работ 30
Статья 117. Выполнение авиационных работ иностранными эксплуатантами воздушных судов 30
Статья 118. Выполнение авиационных работ эксплуатантами воздушных судов Республики Беларусь на территории иностранного государства 30
Статья 119. Иные виды деятельности в области авиации 30
ГЛАВА 16. Ответственность перевозчика, эксплуатанта воздушного судна и грузоотправителя 30
Статья 120. Общие принципы ответственности 30
Статья 121. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна 30
Статья 122. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире 31
Статья 123. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире 31
Статья 124. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза 31
Статья 125. Ответственность грузоотправителя 32
Статья 126. Ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты 32
Статья 127. Соглашения о повышении ответственности перевозчика 32
ГЛАВА 17. Претензии и иски 32
Статья 128. Коммерческие и другие акты 32
Статья 129. Претензии к перевозчику 32
Статья 130. Право на предъявление претензий и исков 32
Статья 131. Передача права на предъявление претензий и исков 32
Статья 132. Сроки предъявления претензий к перевозчику 32
Статья 133. Сроки рассмотрения претензий 33
Статья 134. Срок исковой давности 33
ГЛАВА 18. Авиационное страхование 33
Статья 135. Обязательное страхование 33
Статья 136. Страхование при выполнении авиационных работ 33
Статья 137. Добровольное страхование 33
Статья 138. Страховой фонд безопасности гражданской авиации 33
ГЛАВА 19. Заключительные и переходные положения 33
Статья 139. Вступление в силу настоящего Кодекса 33
Статья 140. Переходные положения 33
Статья 141. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Кодексом 34
Статья 142. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов 34

ГЛАВА 1. Общие положения
Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Республики Беларусь
Республике Беларусь принадлежит полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства Республики Беларусь. Воздушное пространство Республики Беларусь — часть воздушной сферы, расположенная над территорией Республики Беларусь.
Статья 2. Законодательство Республики Беларусь в области использования воздушного пространства и авиации
Законодательство Республики Беларусь в области использования воздушного пространства и авиации основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса, других законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь, правил использования воздушного пространства, авиационных правил, иных нормативных правовых актов и международных договоров Республики Беларусь. Правила использования воздушного пространства и авиационные правила — совокупность нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области использования воздушного пространства и авиации и издаваемых специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 3. Международные договоры Республики Беларусь
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь в области использования воздушного пространства и авиации
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь в области использования воздушного пространства и авиации, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством Республики Беларусь в области использования воздушного пространства и авиации
Законодательство Республики Беларусь в области использования воздушного пространства и авиации регулирует отношения в области использования воздушного пространства Республики Беларусь, отношения, возникающие в связи с деятельностью авиации на территории Республики Беларусь, нахождением воздушных судов Республики Беларусь за пределами ее территории, если иное не предусмотрено законодательством страны пребывания или международными договорами Республики Беларусь, а также отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Статья 6. Понятие специально уполномоченных органов
В целях настоящего Кодекса под специально уполномоченными органами понимаются государственные органы, которым Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь предоставлены полномочия в соответствующей области деятельности.
Статья 7. Сертификация в области гражданской авиации
Сертификации в области гражданской авиации подлежат: разработка и изготовление воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов; осуществление и обеспечение воздушных перевозок и выполнение авиационных работ; осуществление технического обслуживания и ремонта воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также их переоборудование, выполнение доработок по бюллетеням разработчика и (или) изготовителя; деятельность по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; деятельность, непосредственно связанная с обеспечением безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности. Сертификации в области гражданской авиации подлежат также авиационный персонал, аэродромы, аэропорты, воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты. Сертификация в области гражданской авиации осуществляется уполномоченными на то органами. Требования и порядок осуществления сертификации, установленные авиационными правилами, обязательны для соблюдения юридическими и физическими лицами. Сертификация в области гражданской авиации осуществляется возмездно.
Статья 8. Лицензирование деятельности в области авиации
Лицензированию в области авиации подлежат: деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе; деятельность по обслуживанию воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах; авиационные работы по обеспечению потребностей юридических и физических лиц, в том числе авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств; деятельность по обеспечению авиационных работ; подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; разработка, производство и эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также их переоборудование, выполнение доработок по бюллетеням разработчика и (или) изготовителя; деятельность общественных объединений в области авиации по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала для обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных целей. Лицензирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Выдача соответствующей лицензии авиационному предприятию или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязанностей по осуществлению социально значимых воздушных перевозок и (или) выполнению социально значимых авиационных работ. Некоммерческая деятельность в области государственной и гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, может осуществляться без лицензий. Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче может быть обжаловано в суд. Лицензирование деятельности в области авиации осуществляется возмездно.
ГЛАВА 2. Государственное регулирование использования воздушного пространства Республики Беларусь
Статья 9. Использование воздушного пространства Республики Беларусь
Использование воздушного пространства Республики Беларусь — деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение или нахождение в воздушном пространстве Республики Беларусь воздушных судов, ракет, других летательных аппаратов и материальных объектов, а также деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, осуществляется строительство высотных сооружений, проводятся взрывные работы и т.п., что может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Статья 10. Компетенция специально уполномоченных органов по государственному регулированию использования воздушного пространства Республики Беларусь
Специально уполномоченный орган в области обороны осуществляет государственное регулирование использования воздушного пространства Республики Беларусь в целом. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации осуществляет государственное регулирование использования части воздушного пространства Республики Беларусь, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов выполнения авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
Статья 11. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства Республики Беларусь
Пользователи воздушного пространства Республики Беларусь обладают равными правами на его использование. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется в соответствии с государственными приоритетами в следующем порядке:
1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Республики Беларусь или вооруженного вторжения на территорию Республики Беларусь;
2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в других случаях, угрожающих жизни и здоровью людей;
3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;
4) предотвращение и прекращение нарушений правил использования воздушного пространства;
5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, либо осуществление иной деятельности по использованию воздушного пространства в соответствии с решениями Совета Министров Республики Беларусь или в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
6) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации в случае внезапных проверок боевой готовности, а также в случае перебазирования частей и подразделений государственной авиации;
7) выполнение полетов воздушных судов или осуществление иной деятельности по использованию воздушного пространства в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;
9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;
10) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;
11) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;
12) выполнение учебных, спортивных и демонстрационных полетов;
13) выполнение иных полетов воздушных судов и других летательных аппаратов;
14) иная деятельность по использованию воздушного пространства Республики Беларусь.
Статья 12. Организация использования воздушного пространства Республики Беларусь
Организация использования воздушного пространства Республики Беларусь направлена на обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также на осуществление иной деятельности по использованию воздушного пространства Республики Беларусь. Организация использования воздушного пространства Республики Беларусь включает: установление структуры воздушного пространства; планирование и координацию использования воздушного пространства Республики Беларусь в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 11 настоящего Кодекса; обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства; организацию воздушного движения, включающую обслуживание и управление воздушным движением, а также организацию использования воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания и управления воздушным движением и организации потоков воздушного движения; контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства Республики Беларусь осуществляется органами единой системы организации воздушного движения. Иные органы обслуживания и управления воздушным движением организуют использование воздушного пространства в установленных для них зонах и районах в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Положение о единой системе организации воздушного движения утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 13. Структура воздушного пространства Республики Беларусь
Структура воздушного пространства Республики Беларусь включает зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и др.), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие элементы структуры воздушного пространства, установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве. Структура воздушного пространства Республики Беларусь утверждается в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 14. Воздушные трассы и местные воздушные линии
Воздушная трасса — ограниченный по высоте и ширине коридор в воздушном пространстве, предназначенный для выполнения полетов воздушных судов и оборудованный средствами управления, контроля и радионавигации. Местная воздушная линия — ограниченный по высоте и ширине коридор в воздушном пространстве, предназначенный для выполнения полетов воздушных судов при осуществлении местных воздушных сообщений. Воздушные трассы и местные воздушные линии регистрируются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и заносятся в Перечень воздушных трасс и местных воздушных линий Республики Беларусь.
Статья 15. Разрешение на использование воздушного пространства Республики Беларусь
Использование воздушного пространства Республики Беларусь осуществляется на основании разрешения соответствующего органа единой системы организации воздушного движения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-4 части второй статьи 11 настоящего Кодекса, с обязательным уведомлением об этом соответствующего органа единой системы организации воздушного движения.
Статья 16. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства Республики Беларусь
Использование воздушного пространства Республики Беларусь или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 17. Контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства Республики Беларусь
Контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства Республики Беларусь осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, специально уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов-нарушителей, а также органами обслуживания и управления воздушным движением в установленных для них зонах и районах. Органы, указанные в части первой настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства Республики Беларусь обязаны принимать предусмотренные законодательством Республики Беларусь меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений правил использования воздушного пространства Республики Беларусь.
Статья 18. Оплата услуг в области использования воздушного пространства Республики Беларусь
Оплата аэронавигационных и других услуг в области использования воздушного пространства Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 3. Государственное регулирование деятельности в области авиации
Статья 19. Авиация Республики Беларусь
Авиация Республики Беларусь подразделяется на государственную и гражданскую. Государственная авиация — авиация, используемая в целях осуществления военной, пограничной, милицейской и таможенной службы, а также в целях выполнения мобилизационно-оборонных задач. Гражданская авиация — авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты, выполнения авиационных работ за плату, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая на некоммерческой основе, относится к авиации общего назначения. Использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 20. Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации
Целью государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности. Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации осуществляют специально уполномоченный орган в области гражданской авиации и создаваемые им инспекторские органы.
Статья 21. Принадлежность имущества авиации
Имущество гражданской авиации — воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические и другие средства, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов, — в соответствии с законодательством Республики Беларусь может находиться в государственной или частной собственности, а имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения — только в собственности государства.
Статья 22. Государственная поддержка развития гражданской авиации
Государственная поддержка развития гражданской авиации осуществляется путем: проведения бюджетной политики, обеспечивающей развитие гражданской авиации; предоставления в установленном законодательством Республики Беларусь порядке налоговых и иных льгот белорусским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании развития гражданской авиации; защиты интересов юридических и физических лиц Республики Беларусь, осуществляющих деятельность в области развития гражданской авиации, в международных организациях; информационного и правового обеспечения развития гражданской авиации.
ГЛАВА 4. Воздушные суда
Статья 23. Классификация воздушных судов Республики Беларусь
Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Воздушные суда подразделяются на государственные и гражданские. Государственное воздушное судно — воздушное судно, используемое в государственной авиации и зарегистрированное в Государственном реестре государственных воздушных судов Республики Беларусь. Гражданское воздушное судно — воздушное судно, используемое в гражданской авиации и зарегистрированное в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь. К гражданским воздушным судам относятся также планеры, дельтапланы, сверхлегкие летательные аппараты, воздушные суда любительской конструкции и аэростатические аппараты, используемые в гражданской авиации.
Статья 24. Требования к летной годности воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов
Требования к летной годности воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов устанавливаются авиационными правилами и являются обязательными для юридических и физических лиц, участвующих в создании, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации, ремонте, модернизации, переоборудовании воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов и доработке их конструкций по бюллетеням разработчика и (или) изготовителя.
Статья 25. Сертификат эксплуатанта воздушного судна
Эксплуатант воздушного судна — юридическое или физическое лицо, имеющее воздушное судно (воздушные суда) на праве собственности, условиях аренды или ином законном основании, использующее воздушное судно (воздушные суда) для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушного судна. Юридические или физические лица, эксплуатирующие гражданское воздушное судно, должны получить от специально уполномоченного органа в области гражданской авиации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушного судна, подтверждающий соответствие уровня подготовки указанных лиц требованиям авиационных правил.
Статья 26. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов
Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа осуществляется в соответствии с авиационными правилами, устанавливающими требования и процедуры сертификации. Сертификация подтверждается выдачей сертификата типа, если в ходе ее осуществления установлено, что гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа соответствуют требованиям к летной годности и охраны окружающей среды, а конструкции гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признаны в качестве типовых. Сертификат типа — официальный документ, выдаваемый уполномоченным на то органом, осуществляющим сертификацию гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов. Гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воздушный винт в процессе серийного производства проходят в установленном порядке испытания и проверки, по завершении которых гражданскому воздушному судну выдается сертификат летной годности, а авиационному двигателю или воздушному винту — документ, эквивалентный сертификату летной годности. Указанные документы удостоверяют, что конструкции и характеристики гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта соответствуют их типовым конструкциям, а изготовление — соответствующим требованиям. Обеспечение соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта на этапах их разработки, испытаний и эксплуатации вплоть до списания требованиям к летной годности и охраны окружающей среды возлагается соответственно на разработчиков гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта. Обеспечение соответствия серийно производимого гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта сертифицированному типу возлагается на их изготовителя. Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна определенного типа и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта воздушного судна. В случае нарушения эксплуатантом этих правил, а также в случае выявления несоответствия состояния гражданского воздушного судна требованиям авиационных правил специально уполномоченный орган в области гражданской авиации имеет право ввести ограничения на эксплуатацию данного воздушного судна или остановить его эксплуатацию. Государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов на этапах их разработки, производства и эксплуатации осуществляется уполномоченным органом, на который возложено осуществление сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны. Эксплуатанты воздушных судов обязаны представлять уполномоченному органу, осуществляющему сертификацию гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также разработчику авиационной техники информацию о техническом состоянии воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов и об особенностях их эксплуатации. Порядок представления этой информации устанавливается авиационными правилами.
Статья 27. Сертификация импортируемых гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов
Импортируемые гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воздушный винт должны иметь экспортный сертификат (свидетельство) летной годности, выданный компетентными органами государства-экспортера. Сертификат (свидетельство) летной годности иностранного гражданского воздушного судна признается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации действительным, если требования, в соответствии с которыми он выдан или ему придана юридическая сила в государстве регистрации, отвечают требованиям, установленным в Республике Беларусь. Импортируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты должны иметь сертификат типа, соответствующий требованиям авиационных правил.
Статья 28. Сертификация планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов
Сертификация планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации или уполномоченной им организацией с участием разработчика указанных воздушных судов. Выдача сертификатов (свидетельств), удостоверяющих летную годность планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов, а также контроль за поддержанием их летной годности в процессе эксплуатации осуществляются в соответствии с правилами, утверждаемыми специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Статья 29. Государственная регистрация воздушных судов
Воздушные суда подлежат государственной регистрации в порядке, установленном авиационными правилами, и могут быть зарегистрированы только в одном государстве. Гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь. Гражданскому воздушному судну, внесенному в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь, выдается регистрационное свидетельство, что является фактом признания его национальной принадлежности. Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре государственных воздушных судов Республики Беларусь. В случае изменения собственника воздушного судна, а также в иных случаях, предусмотренных авиационными правилами, воздушные суда подлежат перерегистрации.
Статья 30. Исключение воздушного судна из реестра
Воздушное судно исключается из соответствующего государственного реестра воздушных судов Республики Беларусь в случаях: списания или снятия воздушного судна с эксплуатации; продажи гражданского воздушного судна или перехода на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Республики Беларусь; нарушения требований государственной регистрации гражданского воздушного судна. В случае исключения воздушного судна из соответствующего государственного реестра воздушных судов Республики Беларусь регистрационное свидетельство теряет силу.
Статья 31. Сборы, связанные с сертификацией и регистрацией
За сертификацию и регистрацию гражданских воздушных судов, сертификацию авиационных двигателей и воздушных винтов, а также сертификацию деятельности эксплуатантов воздушных судов взимается плата в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 32. Допуск гражданских воздушных судов к эксплуатации
Гражданское воздушное судно, имеющее сертификат типа и сертификат летной годности, допускается к эксплуатации, если оно зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь и имеет удостоверение о годности к полетам. Удостоверение о годности к полетам выдается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации или органом иностранного государства, если требования, на основании которых оно было выдано, соответствуют требованиям, установленным в Республике Беларусь. Поддержание гражданского воздушного судна в процессе эксплуатации в состоянии, отвечающем требованиям авиационных правил и иным распространяемым на это воздушное судно требованиям безопасности полетов, а также требованиям природоохранного законодательства, возлагается на эксплуатанта воздушного судна. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации вправе запретить эксплуатацию гражданского воздушного судна в случаях: отсутствия или просрочки удостоверения о годности к полетам; эксплуатации воздушного судна за пределами ограничений, установленных руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Статья 33. Обозначения, наносимые на воздушные суда
При внесении гражданского воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. Государственный и регистрационный опознавательные знаки гражданских воздушных судов Республики Беларусь и порядок их нанесения устанавливаются авиационными правилами. Кроме государственного и регистрационного опознавательных знаков, на гражданское воздушное судно могут наноситься символы, надписи и эмблемы с соблюдением установленных требований. Порядок нанесения государственных опознавательных и других знаков на государственные воздушные суда устанавливается специально уполномоченным органом в области обороны. Полеты воздушного судна, не имеющего государственного и регистрационного опознавательных знаков, запрещаются, за исключением полетов, выполняемых в соответствии с правилами проведения испытательных полетов.
Статья 34. Позывной номер и позывной радиосигнал
Гражданскому воздушному судну Республики Беларусь, оборудованному средствами радиосвязи, присваиваются позывной радиосигнал из международной серии, предоставленной Республике Беларусь, и номер избирательного цифрового вызова.
Статья 35. Передача воздушного судна в аренду иностранному эксплуатанту воздушного судна
Порядок передачи воздушного судна Республики Беларусь в аренду иностранному эксплуатанту воздушного судна устанавливается законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Статья 36. Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами
Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами (привлечение к воздушным перевозкам для государственных нужд, временное изъятие гражданских воздушных судов и иные ограничения) допускается в военное время или в случаях введения военного или чрезвычайного положения.
ГЛАВА 5. Авиационный персонал
Статья 37. Авиационный персонал
Авиационный персонал — лица, имеющие специальную подготовку и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности, организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ, организации и обслуживанию воздушного движения. Авиационный персонал подразделяется на летный состав и нелетный авиационный персонал и включает в себя авиационный персонал гражданской авиации и авиационный персонал государственной авиации. Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны.
Статья 38. Требования, предъявляемые к авиационному персоналу
Требования, предъявляемые к авиационному персоналу, и порядок его сертификации устанавливаются авиационными правилами. Сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу, относящемуся к авиационному персоналу, признается в Республике Беларусь действительным при условии, если этот сертификат (свидетельство) соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Республикой Беларусь, и авиационным правилам.
Статья 39. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации с выдачей соответствующих сертификатов (свидетельств) осуществляются в учебных заведениях, центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации авиационного персонала и других организациях, в том числе иностранных, имеющих соответствующий сертификат, признанный в Республике Беларусь.
ГЛАВА 6. Экипаж воздушного судна Республики Беларусь
Статья 40. Состав экипажа воздушного судна Республики Беларусь
Экипаж воздушного судна Республики Беларусь — лица, относящиеся к авиационному персоналу, которым в установленном порядке поручено исполнение определенных обязанностей по управлению воздушным судном и его обслуживанию при выполнении полетов. Экипаж воздушного судна Республики Беларусь состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного. Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Летный экипаж воздушного судна Республики Беларусь, как правило, состоит из граждан Республики Беларусь. Включение в летный экипаж иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны.
Статья 41. Право члена экипажа гражданского воздушного судна на отказ от выполнения полета
Член экипажа гражданского воздушного судна имеет право отказаться от выполнения полета, если, по его мнению, имеются основания опасаться за благополучное завершение полета.
Статья 42. Возмещение вреда члену экипажа гражданского воздушного судна
Вред, причиненный жизни и здоровью члена экипажа гражданского воздушного судна при исполнении им служебных обязанностей, возмещается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 43. Командир воздушного судна
Командиром воздушного судна может быть лицо, имеющее в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа. Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, принимает необходимые меры по обеспечению его сохранности и безопасности находящихся на борту людей и имущества. Порядок назначения командира воздушного судна и его компетенция устанавливаются авиационными правилами.
Статья 44. Права командира гражданского воздушного судна
Командир гражданского воздушного судна имеет право:
1) принимать окончательное решение о вылете, полете и посадке воздушного судна, сливе в полете топлива, сбросе багажа, грузов и почты, об изменении плана и режима полета, о прекращении полета и посадке воздушного судна на запасном аэродроме или вынужденной посадке вне аэродрома, об обеспечении безопасности полета и сохранности воздушного судна, о спасании жизни людей;
2) отдавать в пределах своей компетенции любому лицу, находящемуся на борту воздушного судна, распоряжения и команды, подлежащие беспрекословному выполнению;
3) принимать все необходимые меры, в том числе и принудительные, к лицам, создающим своими действиями угрозу безопасности полета и не подчиняющимся его распоряжениям;
4) осуществлять личный контроль за безопасностью пассажиров в полете в случае угрозы безопасности воздушного судна;
5) изменять маршрут полета, осуществлять пересечение Государственной границы Республики Беларусь, выполнять посадку воздушного судна на аэродроме, не предусмотренном заданием на полет, в случае возникновения угрозы жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа;
6) в экстремальной ситуации, грозящей гибелью людей, для спасания их жизни отступать от требований авиационных правил;
7) контролировать уровень профессиональных знаний и навыков летного экипажа, а также качество работы обслуживающего персонала;
8) проверять сертификаты (свидетельства) членов экипажа, а также наличие в них необходимых записей и отметок;
9) отстранять от выполнения задания на полет любого члена экипажа воздушного судна, уровень подготовки которого не отвечает заданию на полет, и требовать его замены;
10) быть доверенным лицом эксплуатанта воздушного судна, заключать от его имени договоры в интересах выполнения задания на полет, обеспечения безопасности полета, здоровья и жизни пассажиров и сохранности воздушного судна.
Статья 45. Действия экипажа воздушного судна в случае опасности
Если воздушному судну, находящемуся в полете, грозит опасность, командир и экипаж воздушного судна обязаны принять все возможные меры к сохранению жизни и здоровья пассажиров и экипажа, а также воздушного судна и находящегося на нем имущества.
Статья 46. Оказание помощи судам и лицам, находящимся в опасности
Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия другого воздушного или морского судна, судна внутреннего плавания, а также обнаруживший судно, терпящее или потерпевшее бедствие, зону экологического бедствия либо находящихся в опасности людей, обязан сообщить об этом органу управления воздушным движением и оказать возможную помощь, не создающую угрозы безопасности пассажиров, экипажа и воздушного судна.
ГЛАВА 7. Аэродромы, аэропорты, посадочные площадки и объекты единой системы организации воздушного движения
Статья 47. Аэродромы и посадочные площадки
Аэродром — земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Посадочная площадка — земельный участок или специально подготовленная искусственная площадка, пригодные для взлета и посадки воздушных судов. Аэродромы подразделяются на аэродромы государственной авиации и гражданские аэродромы. Аэродром совместного базирования — аэродром, на котором базируются гражданские и государственные воздушные суда. Аэродром совместного использования — аэродром государственной авиации или гражданский аэродром, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских или государственных воздушных судов соответственно без базирования на данном аэродроме. Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования должны соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам. Решение о совместном базировании на аэродроме гражданских и государственных воздушных судов, а также о совместном использовании аэродрома гражданскими и государственными воздушными судами принимается в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Решение об открытии аэродрома для выполнения международных полетов воздушных судов принимается Советом Министров Республики Беларусь. Порядок открытия и закрытия аэродрома устанавливается авиационными правилами.
Статья 48. Аэропорты Республики Беларусь
Аэропорт — комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие наземные сооружения и необходимое оборудование. По своему назначению аэропорты подразделяются на внутренние и международные. Внутренний аэропорт — аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих воздушные перевозки в пределах территории Республики Беларусь. Международный аэропорт — аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляются пограничный, таможенный, санитарно-карантинный и иные виды контроля. Решение об открытии аэропорта для выполнения международных полетов воздушных судов принимается Советом Министров Республики Беларусь. Порядок открытия и закрытия аэропорта устанавливается авиационными правилами.
Статья 49. Объекты единой системы организации воздушного движения
Объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения устанавливается авиационными правилами.
Статья 50. Строительство, реконструкция и эксплуатация аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения
Отвод участка земли для строительства, реконструкции аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения проводится в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь. Строительство, реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения осуществляются в соответствии с требованиями авиационных правил и согласовываются с соответствующими органами государственного управления Республики Беларусь. Строительство, реконструкция, благоустройство и эксплуатация дорог к аэропортам, регулярное движение пассажирского транспорта на них, а также связь между населенными пунктами и аэропортами обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами и финансируются за счет средств республиканского и местного бюджетов. Эксплуатация аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения осуществляется в соответствии с авиационными правилами.
Статья 51. Строительство и размещение объектов на приаэродромной территории
Приаэродромная территория — местность вокруг аэродрома, ограниченная по размерам, над которой осуществляется маневрирование воздушных судов. Приаэродромная территория включает в себя прилегающую к аэродрому зону контроля и учета объектов и препятствий, а также зону экологической безопасности. Размер приаэродромной территории устанавливается авиационными правилами. Проектирование и строительство населенных пунктов, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны осуществляться по согласованию с собственником аэродрома с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов и учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома, полетов воздушных судов на здоровье людей, окружающую среду и деятельность юридических лиц. Размещение на приаэродромной территории и за ее пределами, а также в зоне действия радиотехнических средств, обеспечивающих полеты, зданий, сооружений, линий связи и электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнических средств, должно быть согласовано с собственниками аэродрома и радиотехнических средств. Юридические и физические лица, нарушившие нормы строительства объектов на приаэродромной территории, а также требования безопасности полетов воздушных судов, обязаны по требованию собственника аэродрома (аэропорта) или уполномоченного им лица прекратить строительство или иную деятельность на этой территории и произвести в установленный срок устранение допущенных нарушений.
Статья 52. Государственная регистрация аэродромов
Гражданские аэродромы подлежат государственной регистрации специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и внесению в Государственный реестр гражданских аэродромов Республики Беларусь в порядке, установленном авиационными правилами. Владельцу или эксплуатанту гражданского аэродрома выдается свидетельство о его регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов Республики Беларусь. Эксплуатация гражданского аэродрома без свидетельства о его регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов Республики Беларусь запрещается. Аэродромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов государственной авиации Республики Беларусь. Ведение Государственного реестра аэродромов государственной авиации Республики Беларусь возлагается на специально уполномоченный орган в области обороны.

Авторское право © 2012. Все Права Защищены. Юридическая помощь