полезные правовые материалы
Get Adobe Flash player
Поиск

Воздушный Кодекс Республики Беларусь,ч.2 (со ст.53)

7Статья 53. Сертификация и допуск гражданского аэродрома и аэропорта к эксплуатации
Аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат сертификации. Порядок осуществления сертификации этих аэродромов и аэропортов, их оборудования устанавливается авиационными правилами. Требования, предъявляемые к эксплуатации гражданских аэродромов и аэропортов, устанавливаются авиационными правилами и обязательны для соблюдения юридическими и физическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте аэродромов и аэропортов. Радиотехническое, светотехническое и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на гражданских аэродромах, аэродромах совместного базирования и аэродромах совместного использования, а также объекты единой системы организации воздушного движения должны соответствовать требованиям годности к эксплуатации, что подтверждается соответствующим сертификатом (свидетельством) годности к эксплуатации. Государственный контроль за соответствием гражданских аэродромов предъявляемым к ним требованиям осуществляется уполномоченным органом, на который в установленном порядке возложено осуществление сертификации гражданских аэродромов и аэропортов. Допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов, используемых в целях гражданской авиации, осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации на основании соответствующих сертификатов (свидетельств). Аэродромы государственной авиации допускаются к эксплуатации в порядке, определяемом специально уполномоченным органом в области обороны. Обеспечение соответствия аэродрома установленным требованиям в период его эксплуатации возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию аэродрома. Сертификат годности аэродрома к эксплуатации и сертификат годности аэропорта к обеспечению полетов могут быть аннулированы или их действие может быть временно приостановлено органом, выдавшим эти сертификаты, в случае несоответствия аэродрома, аэропорта действующим требованиям по их эксплуатации. Эксплуатация аэродрома и деятельность аэропорта по обеспечению полетов воздушных судов без соответствующего сертификата или с просроченным сертификатом запрещаются.
Статья 54. Плата за сертификацию и регистрацию аэродромов
Плата за сертификацию и регистрацию аэродромов взимается в порядке и размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 55. Исключение гражданского аэродрома из Государственного реестра гражданских аэродромов Республики Беларусь
Гражданский аэродром исключается из Государственного реестра гражданских аэродромов Республики Беларусь в случае его ликвидации. В случае исключения гражданского аэродрома из Государственного реестра гражданских аэродромов Республики Беларусь свидетельство о его регистрации утрачивает силу, а владелец или эксплуатант аэродрома утрачивает право на его эксплуатацию.
Статья 56. Маркировка аэродромов и посадочных площадок
Аэродром и его элементы, а также посадочные площадки подлежат маркировке в соответствии с требованиями авиационных правил. Размещение на приаэродромной территории любых знаков, устройств и отметок, подобных маркировочным знакам, устройствам и отметкам, используемым для распознавания аэродромов, запрещается.
Статья 57. Маркировка неподвижных объектов и сооружений
Неподвижные объекты и сооружения, расположенные на приаэродромной территории и за ее пределами, должны быть маркированы дневными и ночными маркировочными знаками и устройствами в соответствии с требованиями авиационных правил. Маркировка неподвижных объектов и сооружений дневными и ночными маркировочными знаками производится собственниками этих объектов и сооружений за их счет.
Статья 58. Охрана окружающей среды при проведении проектно-изыскательских работ, строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации аэродрома
При проведении проектно-изыскательских работ, строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации аэродрома проектировщик, подрядчик, владелец или эксплуатант аэродрома обязаны выполнять действующие в Республике Беларусь нормы и правила по охране окружающей среды.
ГЛАВА 8. Авиационные предприятия
Статья 59. Авиационное предприятие
Авиационное предприятие — юридическое лицо независимо от формы собственности, имеющее целями своей деятельности осуществление и обслуживание за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, выполнение авиационных работ, осуществление иных видов деятельности в области авиации.
Статья 60. Коммерческая деятельность в области гражданской авиации белорусских авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей
Белорусские авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации на основании лицензий, получаемых в соответствии со статьей 8 настоящего Кодекса.

Статья 61. Коммерческая деятельность в области гражданской авиации иностранных авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей
Иностранные авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь. Иностранные авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели осуществляют международные воздушные перевозки и (или) выполняют авиационные работы на территории Республики Беларусь на основании лицензий, получаемых в соответствии со статьей 8 настоящего Кодекса. В отношении иностранного авиационного предприятия признается действительным сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушного судна или эквивалентный документ, выданный уполномоченным органом иностранного государства и соответствующий международным стандартам, признаваемым Республикой Беларусь, и международным договорам Республики Беларусь. Иностранные авиационные предприятия могут открывать свои представительства на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь. Иностранные авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели не имеют права: принимать на территории Республики Беларусь на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок на территорию иностранного государства или перевозить их с территории иностранного государства на территорию Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь или разовыми разрешениями специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемыми в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь; принимать на территории Республики Беларусь на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок в пределах территории Республики Беларусь без разрешений специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемых в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 62. Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей
Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных, соблюдением ими законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, а также выполнением требований соответствующих сертификатов (свидетельств) и лицензий осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. В случаях несоблюдения авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем, в том числе иностранным, законодательства Республики Беларусь, а также невыполнения требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без лицензии, если ее получение является обязательным, к ним применяются меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 9. Полеты воздушных судов
Статья 63. Правила полетов воздушных судов
Полет воздушного судна — перемещение или зависание воздушного судна в воздушном пространстве. Выполнение полетов воздушными судами в воздушном пространстве Республики Беларусь регламентируется правилами использования воздушного пространства и авиационными правилами. Порядок организации полетов воздушных судов определяется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны. В случае отступления от установленных правил полета воздушных судов при возникновении в полете экстремальной ситуации, грозящей гибелью людей, командир воздушного судна обязан немедленно сообщить о принятом решении органу, управляющему воздушным движением, с которым командир воздушного судна осуществляет радиосвязь.
Статья 64. Допуск воздушного судна к полету
Воздушное судно допускается к полету, если оно имеет государственный и регистрационный опознавательные знаки, прошло необходимую подготовку и имеет на борту соответствующую документацию. Порядок допуска воздушных судов к полетам устанавливается авиационными правилами.
Статья 65. Бортовая документация воздушного судна
Гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию:
1) судовые документы: свидетельство о государственной регистрации, копию сертификата эксплуатанта воздушного судна, удостоверение о годности к полетам, бортовой и санитарный журналы, разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой, руководство по летной эксплуатации;
2) соответствующие документы на каждого члена экипажа;
3) иные документы, предусмотренные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Государственное воздушное судно должно иметь на борту документы, перечень которых определяется специально уполномоченным органом в области обороны.
Статья 66. Подготовка воздушного судна и его экипажа к полету
Полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, а также порядок контроля за этой подготовкой устанавливается авиационными правилами.
Статья 67. Обеспечение полетов воздушных судов
Обслуживание воздушного движения, а также метеорологическое, радио-, электро- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, поисковое, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляются за плату, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Статья 68. План полета гражданского воздушного судна
Полет гражданского воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением полета гражданского воздушного судна, выполняемого в случаях, предусмотренных пунктами 2-4 части второй статьи 11 настоящего Кодекса. Отступление от плана полета гражданского воздушного судна допускается на основании разрешения соответствующего органа обслуживания и управления воздушным движением, за исключением случаев, предусмотренных статьей 44 настоящего Кодекса.
Статья 69. Полет воздушного судна над населенными пунктами
Полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от требований выполнения полета воздушного судна над населенными пунктами, указанных в части первой настоящей статьи, допускаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 70. Демонстрационный полет воздушного судна
Демонстрационный полет воздушного судна выполняется в соответствии с требованиями безопасности полетов воздушных судов, установленными специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны. Порядок организации и проведения демонстрационных полетов воздушных судов определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 71. Запрет или ограничение полетов воздушных судов
В воздушном пространстве Республики Беларусь или в отдельных его районах полеты воздушных судов могут быть полностью запрещены или ограничены по высоте, времени и направлениям. Порядок установления таких запретов определяется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны.
Статья 72. Защита людей и объектов окружающей среды от вредного воздействия полетов воздушных судов
Воздушное судно, предназначенное для эксплуатации в Республике Беларусь, должно иметь сертификат о соответствии требованиям, установленным в Республике Беларусь, относительно уровня шумов на местности, связанных с эксплуатацией воздушного судна. Владельцы аэродромов, эксплуатанты, командиры и члены экипажей воздушных судов обязаны принимать меры по снижению уровня шумов при эксплуатации воздушных судов на земле и в воздухе. В целях предупреждения вредного воздействия полетов воздушных судов на людей и объекты окружающей среды в определенных районах может устанавливаться минимальная высота полета воздушных судов в порядке, определяемом специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны. Положения настоящей статьи не распространяются на государственные воздушные суда.
Статья 73. Полет воздушного судна со сверхзвуковой скоростью
Полет воздушного судна со сверхзвуковой скоростью допускается на высоте, исключающей опасное воздействие звукового удара на окружающую среду. Порядок выполнения полетов воздушных судов со сверхзвуковой скоростью устанавливается авиационными правилами.
Статья 74. Аренда каналов связи
Для обеспечения полетов воздушных судов и другой деятельности по использованию воздушного пространства юридические и физические лица, имеющие право на предоставление услуг связи, сдают в аренду на основе договоров специально уполномоченному органу в области гражданской авиации и специально уполномоченному органу в области обороны по их заявкам необходимые каналы связи. Специально уполномоченный орган в области связи, а также юридические и физические лица, имеющие право на предоставление услуг связи, обеспечивают первоочередное предоставление каналов связи для обеспечения полетов воздушных судов и другой деятельности по использованию воздушного пространства и принимают неотложные меры по замене каналов связи и их восстановлению в случае повреждения.
Статья 75. Радиосвязь при выполнении полета воздушного судна
Экипаж воздушного судна, оборудованного средствами радиосвязи, при выполнении полета должен осуществлять непрерывную радиосвязь с органом управления воздушным движением. Для осуществления двусторонней радиосвязи специально уполномоченному органу в области гражданской авиации и специально уполномоченному органу в области обороны выделяются необходимые частоты. Полеты гражданских воздушных судов, оборудованных средствами радиосвязи, без установления двусторонней радиосвязи их с органами управления воздушным движением запрещаются.
Статья 76. Язык радиообмена
Ведение радиообмена органами единой системы организации воздушного движения, органами обслуживания и управления воздушным движением с экипажами воздушных судов на территории Республики Беларусь осуществляется на белорусском, русском или английском языке.
Статья 77. Воздушное судно-нарушитель
Воздушное судно, допустившее нарушение порядка использования воздушного пространства Республики Беларусь, признается судном-нарушителем порядка использования воздушного пространства, и к нему принимаются меры, установленные законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 10. Международные полеты
Статья 78. Выполнение международных полетов
Международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Республики Беларусь выполняются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права на основании международных договоров Республики Беларусь или разрешений, выдаваемых в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Правила международных полетов воздушных судов, аэронавигационная информация о международных воздушных трассах, международных аэропортах и аэродромах, открытых для международных полетов воздушных судов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных полетов, публикуются в официальных документах аэронавигационной информации. Опознавательные знаки гражданских воздушных судов иностранных государств должны сообщаться эксплуатантами этих воздушных судов специально уполномоченному органу в области гражданской авиации до начала выполнения международных полетов. Для выполнения полетов гражданских воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Республики Беларусь эксплуатанты этих воздушных судов обязаны представить специально уполномоченному органу в области гражданской авиации сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам. Условия такого обеспечения устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Статья 79. Взлет и посадка воздушных судов при выполнении международных полетов
Взлет и посадка воздушных судов Республики Беларусь и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь производятся в международных аэропортах и на открытых для международных полетов воздушных судов аэродромах, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь.
Статья 80. Признание судовых документов, имеющихся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств
Судовые документы, имеющиеся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, признаются действительными на территории Республики Беларусь, если они соответствуют международным авиационным стандартам, признаваемым Республикой Беларусь. Гражданские воздушные суда иностранных государств после посадки на территории Республики Беларусь могут быть подвергнуты осмотру и проверке судовых документов уполномоченными лицами соответствующих специально уполномоченных органов. В случае, если на борту гражданского воздушного судна иностранного государства отсутствует документация, установленная для международных полетов воздушных судов, или имеются основания считать данное воздушное судно неисправным, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации имеет право приостановить отправку этого воздушного судна.
Статья 81. Пограничный, таможенный и иные виды контроля при выполнении международных полетов
Воздушные суда, их экипажи и пассажиры, следующие через Государственную границу Республики Беларусь, а также перевозимые этими воздушными судами грузы и иное имущество подлежат пограничному и таможенному контролю, а в необходимых случаях в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, осуществляется их санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и иной контроль.
ГЛАВА 11. Авиационная безопасность
Статья 82. Авиационная безопасность
Авиационная безопасность — состояние защищенности гражданской авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность. Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, направленных на предупреждение, предотвращение и преодоление (ликвидацию) негативных последствий незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Актом незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации является незаконное, насильственное действие или угроза такого действия в отношении пассажиров, авиационного персонала, воздушного судна или объектов гражданской авиации, создающие угрозу жизни и здоровью людей, безопасности полетов воздушных судов и деятельности гражданской авиации.
Статья 83. Обеспечение авиационной безопасности
Лица, осуществляющие прием, отправку, обслуживание и ремонт воздушных судов, воздушные перевозки и выполняющие авиационные работы, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения несанкционированного доступа лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта, аэродрома, авиационного предприятия, объектов гражданской авиации и объектов единой системы организации воздушного движения; охраны воздушных судов, объектов управления воздушным движением, навигации и связи, топливообеспечения, энергоснабжения и иных важных объектов гражданской авиации; предотвращения незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и других опасных предметов и веществ, а также введения особых мер предосторожности при их провозе; проведения досмотра и других процедур контроля пассажиров, членов экипажа, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, грузов, почты, бортовых запасов воздушного судна; создания служб авиационной безопасности аэропортов и авиационных предприятий; подготовки и реализации иных мер предотвращения и противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Организационные и правовые меры по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства определяются Советом Министров Республики Беларусь, а порядок их выполнения устанавливается авиационными правилами. Юридические и физические лица обязаны принимать меры и выполнять установленные требования по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность.
Статья 84. Досмотр и другие процедуры контроля в целях обеспечения авиационной безопасности
В целях обеспечения авиационной безопасности досмотру подлежат пассажиры, члены экипажа воздушного судна, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта, перевозимые на воздушном судне, бортовые запасы воздушного судна. Досмотр осуществляется работниками службы авиационной безопасности, работниками предприятий гражданской авиации, органов внутренних дел и иных организаций, уполномоченных на то администрацией авиационного предприятия. Досмотр проводится в пределах, необходимых для выявления предметов и веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и запрещены к перевозке на воздушном судне. В случае отказа пассажира от досмотра, предъявления для досмотра багажа, в том числе вещей, находящихся при нем, договор воздушной перевозки пассажира может быть расторгнут по инициативе перевозчика. Грузы, почта принимаются к воздушной перевозке от грузоотправителей и органов связи, представивших перевозчику письменные гарантии безопасности данных отправлений. Порядок проведения досмотра и других процедур контроля в целях обеспечения авиационной безопасности устанавливается авиационными правилами.
ГЛАВА 12. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов
Статья 85. Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие
Воздушным судном, терпящим бедствие, признается воздушное судно, экипажу и пассажирам которого угрожает непосредственная опасность либо с которым потеряна связь и его местонахождение неизвестно. Воздушным судном, потерпевшим бедствие, признается воздушное судно, разрушенное или получившее повреждение при рулении, взлете, полете или посадке, а также воздушное судно, осуществившее вынужденную посадку вне аэродрома. Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие, подлежит немедленному поиску и спасанию.
Статья 86. Сигналы бедствия
Для своевременного обнаружения воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, и оказания помощи их экипажам и пассажирам применяются единые международные сигналы бедствия, срочности и предупреждения об опасности. Экипаж воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, должен подавать при возможности соответствующие сигналы бедствия по каналам связи на аварийных частотах, установленных регламентом радиосвязи. При выполнении международных полетов воздушных судов сигналы бедствия дублируются на международной частоте, выделенной для подачи этих сигналов.
Статья 87. Сообщения о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие
Юридические и физические лица обязаны незамедлительно сообщить местным исполнительным и распорядительным органам, органам внутренних дел известную им информацию о бедствии воздушного судна для передачи ее государственной авиационной поисково-спасательной организации. Юридические и физические лица, имеющие средства связи, обязаны предоставить их для передачи информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие.
Статья 88. Поисковые и аварийно-спасательные работы
Поисковые работы — система мер, направленных на своевременное обнаружение воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, его экипажа и пассажиров. Аварийно-спасательные работы — система мер, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим бедствие. Организацию и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ осуществляет государственная авиационная поисково-спасательная организация. Местные исполнительные и распорядительные органы, предприятия, организации и учреждения, на территории которых воздушное судно потерпело бедствие, обязаны до прибытия представителей государственной авиационной поисково-спасательной организации принять неотложные меры по спасанию людей, оказанию им медицинской и иной помощи, охране воздушного судна и находящихся на его борту документации, оборудования и имущества, а также сохранению состояния места происшествия. Воздушному судну, терпящему или потерпевшему бедствие, оказывается помощь независимо от его государственной принадлежности и обстоятельств бедствия. Эвакуация пассажиров, членов экипажа и воздушного судна или его частей с места происшествия осуществляется силами и средствами эксплуатанта этого воздушного судна или другими юридическими лицами за счет средств эксплуатанта.
Статья 89. Сотрудничество с иностранными государствами при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ
Поиск и спасание пассажиров и экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, на территории Республики Беларусь и за ее пределами осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Координацию действий со службами поиска и спасания иностранных государств осуществляет государственная авиационная поисково-спасательная организация.
Статья 90. Оснащение воздушного судна и подготовка экипажа на случай бедствия
Воздушное судно должно быть оснащено бортовыми аварийно-спасательными средствами, перечень которых в зависимости от типа воздушного судна и района полета определяется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны. Члены экипажа воздушного судна обязаны пройти специальное обучение по программе аварийно-спасательной подготовки и оказанию помощи пассажирам при возникновении на борту воздушного судна аварийных ситуаций в различных физико-географических и климатических условиях, а пассажиры должны быть проинструктированы экипажем о действиях в таких ситуациях и правилах пользования бортовыми аварийно-спасательными средствами.
ГЛАВА 13. Обеспечение безопасности полетов
Статья 91. Обеспечение безопасности полетов воздушных судов
Безопасность полетов воздушных судов — комплексная характеристика деятельности авиации, определяющая способность выполнения полетов без угрозы жизни и здоровью людей. Авиационное событие — авиационное происшествие или инцидент. Обеспечение безопасности полетов воздушных судов — комплекс мер, направленных на предупреждение авиационных событий, с привлечением людей и материальных ресурсов. В обеспечении безопасности полетов воздушных судов и предупреждении авиационных событий обязаны принимать участие юридические и физические лица, занимающиеся разработкой, производством, эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом авиационной техники, организацией использования воздушного пространства, управлением воздушным движением и другими работами, связанными с деятельностью авиации.
Статья 92. Сообщение об авиационном событии
Сообщение об авиационном событии передается в порядке, установленном авиационными правилами.
Статья 93. Расследование авиационных событий
Расследование авиационного события — сбор и анализ информации, необходимой для установления причин возникновения авиационного события, подготовка выводов и выработка рекомендаций по предупреждению авиационных событий. Авиационные события подлежат расследованию с целью установления причин и принятия мер по их предупреждению. Порядок расследования авиационных событий устанавливается авиационными правилами.
Статья 94. Полномочия комиссии по расследованию авиационного события
Для расследования авиационного события создается комиссия. Комиссия по расследованию авиационного события имеет право:
1) беспрепятственно проходить на борт воздушного судна, потерпевшего бедствие, для выяснения обстоятельств авиационного события;
2) обследовать воздушное судно, потерпевшее бедствие, его составные части, имущество, находящееся на его борту и вовлеченное в авиационное событие извне, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;
3) поручать юридическим лицам независимо от форм собственности проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного события;
4) привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников других организаций;
5) опрашивать очевидцев авиационного события, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному событию, получать необходимую информацию от правоохранительных органов;
6) изучать вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта потерпевшего бедствие воздушного судна, подготовки лиц авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов, требовать и получать от соответствующих юридических и физических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с данным авиационным событием;
7) проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, а также соответствующих лиц авиационного персонала. Члены комиссии по расследованию авиационного события, а также привлекаемые для расследования авиационного события лица при предъявлении командировочных удостоверений имеют право внеочередного приобретения билетов на проезд на транспорте общего пользования при следовании к месту авиационного события либо переездах в целях расследования.
Статья 95. Сохранение материалов, связанных с авиационным событием
Члены экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, юридические и физические лица до прибытия комиссии по расследованию авиационного события должны принять все возможные меры по обеспечению сохранности воздушного судна, потерпевшего бедствие, его составных частей и обломков, бортовых и наземных средств объективного контроля, предметов, находящихся на его борту либо вовлеченных в авиационное событие извне, а также документации, относящейся к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна и обеспечению его полета. Лица, виновные в умышленном сокрытии авиационного события, сведений о нем, искажении информации, повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным событием материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 96. Работы, проводимые на месте авиационного события
Расследование, проводимое на месте авиационного события, относится к категории работ в особых условиях, приравниваемых к работам по ликвидации последствий стихийных бедствий. Специалисты, работающие на месте авиационного события, должны обеспечиваться специальными одеждой, обувью, снаряжением и защитными средствами исходя из конкретных условий работы. Юридические и физические лица обязаны оказывать комиссии по расследованию авиационного события содействие в охране места события, поиске составных частей и обломков воздушного судна, потерпевшего бедствие, обеспечении комиссии транспортом, средствами связи, помещениями для работы и отдыха, питанием, специальными снаряжением и одеждой, средствами для выполнения такелажных, грузовых работ, санитарной обработки местности и других природоохранных мероприятий.
Статья 97. Финансирование работ, связанных с расследованием авиационного события
Расходы, связанные с расследованием авиационного события, проводимым на месте авиационного события, финансируются эксплуатантом воздушного судна, с которым произошло это событие. Исследования и испытания, проводимые научно-исследовательскими и конструкторскими организациями, ремонтными и другими предприятиями, связанные с расследованием авиационного события, финансируются за счет средств этих организаций и предприятий с возмещением им расходов эксплуатантом воздушного судна, с которым произошло это событие.
Статья 98. Предупреждение авиационных событий
Комиссия по расследованию авиационного события на основании своих выводов и заключения обязана выработать рекомендации по устранению причин авиационного события. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации и специально уполномоченный орган в области обороны на основании рекомендаций комиссии по расследованию авиационного события разрабатывают мероприятия по предотвращению аналогичных авиационных событий и направляют их пользователям воздушного пространства Республики Беларусь, а также юридическим и физическим лицам для обязательной реализации в установленные сроки.
Статья 99. Учет авиационных событий и представление сведений по безопасности полетов воздушных судов
Учет авиационных событий, происшедших с воздушными судами Республики Беларусь и воздушными судами иностранных государств на территории Республики Беларусь, осуществляют специально уполномоченный орган в области гражданской авиации и специально уполномоченный орган в области обороны. Сведения по безопасности полетов воздушных судов представляются в международные организации в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
ГЛАВА 14. Воздушные перевозки
Статья 100. Перевозчик
Перевозчик — эксплуатант воздушного судна, имеющий лицензию на осуществление воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на основании договоров воздушных перевозок.
Статья 101. Воздушные перевозки
Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при осуществлении которой пункты отправления, назначения и посадок расположены на территории Республики Беларусь. Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при осуществлении которой пункты отправления и назначения расположены соответственно на территориях двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
Статья 102. Правила воздушных перевозок
Перевозчики при осуществлении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, а также требования по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, установленные авиационными правилами. Перевозчики могут устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые не должны противоречить общим правилам воздушных перевозок и ухудшать установленные общими правилами условия и нормы обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Правила воздушных перевозок почты должны быть согласованы со специально уполномоченным органом в области связи.
Статья 103. Договоры воздушной перевозки
По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа — доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа, в том числе вещей, находящихся при нем, сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа — и провоз этого багажа. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их грузополучателю или управомоченному на получение груза или почты лицу, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.
Статья 104. Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)
По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов или почты.
Статья 105. Перевозочные документы
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяются соответственно билетом и багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной. Формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. Форма почтовой накладной устанавливается специально уполномоченным органом в области связи совместно со специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Статья 106. Плата за воздушные перевозки
Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты осуществляется на основании тарифов. Перечень, размер и порядок исчисления тарифов, ставок и сборов за выполнение работ и предоставление услуг, оказываемых гражданской авиацией, утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Размер платы за выполнение работ и предоставление услуг, оказываемых гражданской авиацией, не предусмотренных указанным перечнем, устанавливается соглашением сторон. Для отдельных категорий граждан и групп населения могут устанавливаться льготы по оплате воздушных перевозок. Перечень отдельных категорий граждан и групп населения, имеющих право на льготы по оплате воздушных перевозок, определяется законодательными актами Республики Беларусь. Расходы авиационных предприятий, связанные с предоставлением льгот по оплате воздушных перевозок, возмещаются им за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 107. Общие условия перевозки пассажиров
Перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров воздушных судов и обеспечить их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах. Перечень услуг и порядок их предоставления пассажирам воздушных судов устанавливаются авиационными правилами. Пассажир воздушного судна имеет право: бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы; бесплатного провоза с собой ребенка в возрасте до двух лет без предоставления ему отдельного места, а при осуществлении международных воздушных перевозок — в соответствии с льготным тарифом; льготного провоза детей в возрасте от двух до двенадцати лет; бесплатного пользования услугами комнат отдыха, матери и ребенка, а также местом в гостинице в случаях прерывания воздушной перевозки по вине перевозчика или вынужденной задержки отправления воздушного судна. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее десяти килограммов на одного пассажира.
Статья 108. Расторжение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза по инициативе перевозчика
Перевозчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случаях:
1) нарушения пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Республики Беларусь требований, касающихся воздушной перевозки, а при осуществлении международной воздушной перевозки — также правил, установленных соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
2) отказа пассажира, грузовладельца, грузоотправителя от выполнения требований авиационных правил;
3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, и создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
4) отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
5) отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим части третьей статьи 107 настоящего Кодекса;
6) нарушения пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающего угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предусмотренных статьей 44 настоящего Кодекса;
7) наличия в багаже, в том числе вещах, находящихся при пассажире, а также в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ. В случае расторжения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза по инициативе перевозчика, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи, пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку.
Статья 109. Расторжение договора воздушной перевозки по инициативе пассажира воздушного судна
Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправления воздушного судна, если правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, не определен льготный срок, и получить обратно сумму, уплаченную за воздушную перевозку. В случае отказа пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно сумму, уплаченную за воздушную перевозку, с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцати пяти процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку. При вынужденной задержке отправления воздушного судна продолжительностью более одного часа при выполнении внутренней воздушной перевозки и более трех часов при выполнении международной воздушной перевозки пассажир имеет право отказаться от полета и получить обратно сумму, уплаченную за воздушную перевозку.
Статья 110. Срок доставки груза
Перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза устанавливается авиационными правилами или правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.
Статья 111. Изменение договора воздушной перевозки груза
Грузоотправитель имеет право в порядке, установленном авиационными правилами или правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления, внести изменения в грузовую накладную в отношении грузополучателя до выдачи груза грузополучателю или управомоченному на его получение лицу, распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи. В случае изменения условий воздушной перевозки, предусмотренных договором воздушной перевозки груза, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя и грузополучателя.
Статья 112. Получение груза в пункте назначения
Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в срок, предусмотренный авиационными правилами или правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз в срок, предусмотренный авиационными правилами или правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.
Статья 113. Неполучение груза
Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок, предусмотренный авиационными правилами, правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, или договором воздушной перевозки груза, либо отказался от его приема, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск. Груз, не полученный в течение срока, предусмотренного авиационными правилами, правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, или договором воздушной перевозки груза, считается невостребованным и реализуется в порядке, установленном авиационными правилами. Хранение груза, подлежащего таможенному контролю, и распоряжение им осуществляются в порядке, установленном таможенным законодательством Республики Беларусь.
Статья 114. Воздушная перевозка опасных грузов
Воздушная перевозка оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ, а также других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и авиационными правилами.
ГЛАВА 15. Авиационные работы, иные виды деятельности в области авиации
Статья 115. Авиационные работы
Авиационные работы — работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей. Порядок выполнения авиационных работ устанавливается авиационными правилами.
Статья 116. Договор на выполнение авиационных работ
По договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант воздушного судна) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, сроки, объеме и на условиях, предусмотренных этим договором. Заказчик обязуется предоставить подрядчику (эксплуатанту воздушного судна) предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить их выполнение. Договором на выполнение авиационных работ должны быть также предусмотрены: порядок использования и поддержания в эксплуатационном состоянии аэродромов, посадочных площадок и их оборудования; создание необходимых жилищно-бытовых условий для отдыха членов экипажей воздушных судов; иные условия обеспечения выполнения авиационных работ, в том числе требования по охране окружающей среды, исходя из их особенностей. Плата за выполнение авиационных работ устанавливается соглашением сторон.
Статья 117. Выполнение авиационных работ иностранными эксплуатантами воздушных судов
Авиационные работы на территории Республики Беларусь могут выполняться иностранными эксплуатантами воздушных судов на основании лицензий, выдаваемых специально уполномоченным органом в области гражданской авиации с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Статья 118. Выполнение авиационных работ эксплуатантами воздушных судов Республики Беларусь на территории иностранного государства
Авиационные работы на территории иностранного государства могут выполняться эксплуатантами воздушных судов Республики Беларусь в соответствии с законодательством этого иностранного государства.
Статья 119. Иные виды деятельности в области авиации
Под иными видами деятельности в области авиации понимаются разработка, производство, техническое обслуживание, ремонт, модернизация, переоборудование, выполнение доработок по бюллетеням разработчика и (или) изготовителя авиационной техники. Юридические и физические лица вправе осуществлять иные виды деятельности в области авиации на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 16. Ответственность перевозчика, эксплуатанта воздушного судна и грузоотправителя
Статья 120. Общие принципы ответственности
Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Эксплуатант воздушного судна обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Статья 121. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна
Ответственность перевозчика за вред, причиненный при осуществлении воздушной перевозки жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется положениями главы 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, если законодательством Республики Беларусь или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика. В целях настоящей статьи воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.
Статья 122. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, уполномоченному им лицу или лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.
Статья 123. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, в следующих размерах:
1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности;
2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости;
3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более десяти минимальных заработных плат, установленных законодательством Республики Беларусь. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки пассажира или договором воздушной перевозки груза. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно не было удовлетворено. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при осуществлении международных воздушных перевозок перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Статья 124. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза
За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Беларусь, за каждый час просрочки, но не более пятидесяти процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Статья 125. Ответственность грузоотправителя
Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком, вследствие недостоверности или неполноты сведений, представленных грузоотправителем.
Статья 126. Ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты
Перевозчик несет материальную ответственность перед организациями связи за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты по его вине в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 127. Соглашения о повышении ответственности перевозчика
Перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении своей ответственности по сравнению с ответственностью, установленной настоящим Кодексом или международными договорами Республики Беларусь.
ГЛАВА 17. Претензии и иски
Статья 128. Коммерческие и другие акты
Обстоятельства, которые могут быть основанием для имущественной ответственности перевозчика, отправителя, получателя и пассажира, удостоверяются коммерческими актами, актами-извещениями или актами общей формы. На территории иностранного государства указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном государстве. Коммерческий акт составляется для удостоверения: несоответствия фактических наименования, массы и количества мест груза или багажа данным, указанным в перевозочном документе; обнаружения груза или багажа без документов либо документов без груза или багажа; возвращения перевозчику похищенного груза или багажа. Формы коммерческих актов, актов-извещений, актов общей формы, а также порядок их составления и удостоверения обстоятельств, не требующих составления таких актов, устанавливаются авиационными правилами.
Статья 129. Претензии к перевозчику
Грузоотправитель, грузополучатель или пассажир обязаны предъявить к перевозчику претензию в письменной форме до предъявления ему иска, вытекающего из воздушной перевозки грузов, пассажиров или багажа. Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял воздушную перевозку или был обязан ее осуществить в соответствии с соглашением сторон. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.
Статья 130. Право на предъявление претензий и исков
Право на предъявление претензий и исков имеют: фрахтователь, грузоотправитель или пассажир — в случае неподачи воздушного судна или подачи его с опозданием; грузополучатель или грузоотправитель (при предъявлении оборотного перевозочного документа) — в случае утраты груза; грузополучатель — в случаях недостачи, повреждения, просрочки в доставке или задержки в выдаче груза; предъявитель багажной квитанции — в случаях утраты, недостачи, повреждения багажа или просрочки в его доставке; фрахтователь, грузоотправитель, грузополучатель или пассажир — в случае перебора провозных платежей.
Статья 131. Передача права на предъявление претензий и исков
Передача права на предъявление претензий и исков другим юридическим или физическим лицам не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем и грузополучателем друг другу, а также экспедитору или страховщику.
Статья 132. Сроки предъявления претензий к перевозчику
Сроки предъявления претензий к перевозчику определяются Гражданским кодексом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Статья 133. Сроки рассмотрения претензий
Претензии грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя или пассажира, вытекающие из воздушной перевозки грузов, пассажиров или багажа, рассматриваются перевозчиком в течение тридцати дней со дня получения претензий. По истечении указанного срока перевозчик обязан уведомить заявителя о полном либо частичном ее удовлетворении или отклонении.
Статья 134. Срок исковой давности
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год с момента, определяемого в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 18. Авиационное страхование
Статья 135. Обязательное страхование
Перевозчик, эксплуатант воздушного судна, выполняющий авиационные работы, обязаны страховать членов экипажа и авиационный персонал, находящиеся на борту воздушного судна, собственные, арендованные и переданные им в эксплуатацию воздушные суда и свою ответственность по возмещению вреда, причиненного пассажирам, багажу, грузу или почте, принятым для перевозки, а также другим пользователям воздушного пространства и третьим лицам.
Статья 136. Страхование при выполнении авиационных работ
Заказчик обязан страховать своих работников и лиц, связанных с выполнением авиационных работ. Эксплуатант воздушного судна обязан страховать свою ответственность по возмещению вреда, который может быть причинен им при выполнении авиационных работ.
Статья 137. Добровольное страхование
Добровольное страхование жизни, здоровья и имущества пассажиров, а также страхование багажа, грузов, рисков и воздушных судов осуществляется на основании соответствующих договоров страхования.
Статья 138. Страховой фонд безопасности гражданской авиации
В целях развития деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов, проведения поисковых и аварийно-спасательных работ образуется страховой фонд предупредительных (превентивных) мероприятий. Порядок образования и использования страхового фонда предупредительных (превентивных) мероприятий определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 19. Заключительные и переходные положения
Статья 139. Вступление в силу настоящего Кодекса
Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 июля 1999 года.
Статья 140. Переходные положения
Гражданское воздушное судно, не имеющее сертификата типа, но бывшее в эксплуатации до вступления в силу настоящего Кодекса, вносится в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь и допускается к эксплуатации на основании действующего удостоверения о годности к полетам или удостоверения, выданного специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. Государственное транспортное воздушное судно, разработанное согласно требованиям Министерства обороны Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Кодекса, может быть допущено к эксплуатации в гражданской авиации для перевозки грузов и выполнения авиационных работ и внесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь, если оно: отвечает требованиям безопасности полетов в авиации, действовавшим во время его разработки; имеет заключения разработчика и экспертов, назначенных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, о возможности безопасной эксплуатации в гражданской авиации; имеет удостоверение о годности к полетам, выданное специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. Государственное транспортное воздушное судно, тип которого был допущен к эксплуатации в гражданской авиации до вступления в силу настоящего Кодекса, вносится в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь и может быть допущено к эксплуатации на основании действующего удостоверения о годности к полетам.
Статья 141. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Кодексом
До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Кодексом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Совету Министров Республики Беларусь до 1 января 2000 года: подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Кодексом; привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Кодексом; обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных актов, противоречащих настоящему Кодексу; принять необходимые решения по обеспечению практической реализации положений настоящего Кодекса.
Статья 142. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов
В связи с принятием настоящего Кодекса признать утратившими силу:
1. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «Об основах использования воздушного пространства» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 24, ст.292).
2. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О введении в действие Закона Республики Беларусь «Об основах использования воздушного пространства» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 24, ст.293).
Президент Республики Беларусь А. ЛУКАШЕНКО

Авторское право © 2012. Все Права Защищены. Юридическая помощь